Суббота, 27 мая, 2017 года: USD = , EUR = ,

Росрыболовство призвало российских рыбаков ловить тунца в Индийском океане

01 марта 2012, 10:19
Не логичнее ли было сосредоточить усилия на освоение существующей атлантической тунцовой квоты и возрождение российского тунцового флота как такового.

В середине февраля Федеральное агентство по рыболовству обратилось к российским рыбохозяйственным организациям с предложением рассмотреть возможность ведения промысла тунцов в Индийском океане. Было подчёркнуто, что недостаточное активное участие России в работе IOTC- Комиссии по тунцам в Индийском океане, может привести к упущенной экономической выгоде. Возникает вопрос – почему именно Индийский океан, и насколько будут обеспечены российские рыбаки квотами на промысел тунца в Индийском океане?

Насколько известно, в настоящее время Российская Федерация не имеет свою квоту в IOTC. В тоже время у Российской Федерации есть хорошая позиция в Атлантике в конвенционном районе ICCATв виде установленного промыслового усилия (ПУ) – девяти промысловых линеек (судов). Но проблема в том, что последние российские специализированные суда для ведения данного вида промысла уже полностью выработали свой ресурс и существующая квота не используется. В чём же корень проблемы, мы поинтересовались у Руководителя Фонда сохранения и развития тунцового промысла Владимира Еремеева.

- Для того, чтобы соблюсти формат нашей беседы, я вынужден остановиться только на одной из основных проблем, препятствующих развитию тунцового промысла. Проблема упирается в несовершенство нашего основного закона о рыболовстве. В Федеральном «Законе о рыболовстве» вообще нет такого понятия как «промысловое усилие», широко применяемое в правилах регулирования промысла тропических тунцов, установленных международными региональными рыболовными организациями (RFMO). Отсутствие понятия ПУ создаёт трудности с механизмом распределения долей ПУ и долгосрочным закреплением прав на промысел тунцов между российскими пользователями, без которого невозможно обновить промысловый флот», - поясняет Владимир Еремеев.

Ещё в прошлом созыве Госдумы был подготовлен и внесён соответствующий законопроект, концепция которого, кстати, получила предварительное одобрение Рабочей группы по совершенствованию организации рыболовства Правительственной Комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса и Федерального агентства по рыболовству. Но вопрос почему-то затягивается, до настоящего времени законодательная инициатива не принята, и соответственно не разработан механизм распределения и долгосрочного закрепления установленного для России ПУ между отечественными пользователями.

На практике механизм распределения ПУ, будь оно установлено в количестве судов, сутках промысла, объёме морозильных трюмов и т.п., достаточно прост и с успехом применяется иностранными национальными регуляторами. Он основан на принципах традиционности ведения промысла и неукоснительного соблюдения установленных правил.

Огромное значение при распределении ПУ имеет первоначальный список судов, передаваемых национальными регуляторами в RFMO. Каждый национальный регулятор точно знает компании, которые занимаются этим промыслом постоянно и которые ежегодно подтверждают возможность ведения промысла тунцов с соблюдением всех установленных правил. При этом ПУ «привязано» к судну. Основным документом, подтверждающим права ведения промысла в конвенционной зоне, является не включение в специализированный судовой реестр RFMO(в реестр включаются суда по представлению страны), а наличие лицензии от страны на право промысла, без которой судно не имеет права осуществлять промысловую деятельность.

Механизм лишения права ведения промысла также определён правилами RFMO - судно замечено в ННН - промысле и несоблюдении правил - выносится предупреждение стране, а она лишает пользователя права путём отбора лицензии и исключением из списка RFMO. Таким образом, осуществляется регулирование пользователей внутри страны. Для международных комиссий не существует отдельно взятый судовладелец, есть страна-член комиссии, которая разбирается со своими пользователями. При этом RFMO требует, чтобы судовладельцы, замеченные в грубых нарушениях, больше не получали прав на ведение промысла ни прямо, ни косвенно.».

- Я лично не вижу никаких трудностей с распределением, которые могут быть связаны с большим количеством желающих вести промысел тунцов. Квота сейчас не используется, следовательно, должно работать правило - кто первый заявил специализированное судно, способное вести эффективный промысел, тот и получает лицензию. Кстати, в последнее время в международной практике всё чаще встречается понятие «промысловая мощность» (ПМ) - возможность судна выловить максимальное количество рыбы за определённый срок при условии полного использования механизмов и прочего оборудования, установленного на судне. Что Вы скажете по этому поводу?

- Промысловая мощность – более ёмкое понятие, расчётная величина, которая должна учитывать практически все возможности судна по вылову рыбы – от технических до опытности капитанов. Вокруг этого термина до сих пор ведутся жаркие дебаты. Тем не менее, Межамериканской Комиссией по тропическим тунцам это понятие уже используется. В 2005 г. был составлен реестр действующих сейнеров с их техническими характеристиками, и была установлена ПМ для всего сейнерного флота в виде максимально допустимого объёма морозильных трюмов.

Вообще критерии промысловых мощностей и планы управления ими, в соответствии с требованиями FAO, должны были быть разработаны всеми странами и RFMO к 2005 году. В Индийском океане и Атлантике тоже к этому идёт. Как только введут понятие ПМ – нашим попыткам что-то возродить в Атлантическом океане придёт конец. Кстати, первый шаг к этому уже сделан. В ноябре на ежегодной сессии ICCAT принята резолюция о многолетней программе регулирования промысла желтопёрого тунца, согласно которой к 1 июля 2012 г. все страны должны будут представить основной список судов, уполномоченных вести промысел желтопёрого и большеглазого тунцов в зоне ICCAT. В последующем этот список может изменяться, но без увеличения количества судов и их мощности. То есть, будут установлены правила тождественной замены - хочешь ввести в эксплуатацию новый сейнер – выводи старый. А нам и подать-то нечего. Ситуация не безнадёжная, но …».
- Позиция ФАР для меня остаётся непонятной. Прозвучал призыв к рыбопромышленникам идти на промысел тунца в Индийский океан. Интересно, а что Россия уже является членом IOTC и выделена квота? При этом Атлантика, при существующих квотах, даже не упоминается?

- Действительно в IOTCу России квоты на промысел тунцов нет. Думаю, что обращение Федерального агентства обусловлено проработкой вопроса о вступлении РФ в члены этой международной организации. Такая задача поставлена перед Агентством Госпрограммой развития рыбохозяйственного комплекса. Но в настоящее время логичнее было бы сосредоточить все возможные усилия на освоение существующей атлантической тунцовой квоты и возрождение российского тунцового флота как такового. Ведь даже при наличии квоты ловить-то не чем – судов нет. А без тунцеловных сейнеров мы не только новые квоты не получим, но и существующие потеряем. И всё это происходит на фоне усиления присутствия ведущих мировых компаний тунцовой промышленности в Атлантическом океане, которые увеличивают количество своего флота и обеспечивают облегченный доступ к самому ёмкому рынку потребления тунца – европейскому.

Здесь каждый шаг – звенья одной цепи. Нет долгосрочного закрепления квот – нет долгосрочных инвестиций на развитие флота – не используется квота. В любом случае, сначала необходимо законодательно ввести понятие промыслового усилия, а сейчас уже и промысловой мощности, а потом ими управлять, а то мы ставим телегу впереди лошади и пытаемся двигаться вперёд. Ведь без долгосрочного закрепления и в Индийский океан никто не пойдёт.

А к упущенной экономической выгоде в очередной раз приводит не недостаточное активное участие РФ в работе международных комиссий, а пробелы в нормативно-правовой базе, препятствующие обновлению крупнотоннажного океанического рыбопромыслового флота для работы в таких районах. Именно несовершенство российской законодательной базы сегодня не позволяет развиваться нашему океаническому рыболовству в международных конвенционных районах.

Несмотря на все стратегии и госпрограммы вывод очевиден – пока мы не обновим свой крупнотоннажный океанический флот, ловить в конвенционных районах промысла, конкурируя с зарубежными странами, нам нечем. Законодательство ЕС динамично развивается, оно в разы гибче и демократичнее, и если мы хотим ловить под российским флагом, необходимо быстрее вносить поправки в Федеральный закон и обновлять флот.

Беседу вела Анна Горнова

Также в разделе:

Коми республика: В Сосногорске решили возродить рыбопитомник круглогодичного цикла...

В Коми построят рыбоводный комплекс по выращиванию 400 тонн рыбы в год...

Коми республика: в Большую Макариху выпустили 140 тысяч мальков сига...

В Коми на двадцать дней будет запрещена рыбалка...

В Коми сняли избыточные ограничения для рыбаков-любителей и промысловиков...

В Коми введены ограничения на вылов сига, плотвы, судака, налима и чира...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.

Также вас может заинтересовать

Росрыболовство разработает законопроект об утилизации браконьерской продукции до судебных решений
25 мая 2017, 13:58
Вопросы ликвидации браконьерского промысла, совершенствования отраслевого мониторинга, а также оптимизацию работы научного флота обсудили на совещании в Росрыболовстве Объединение дальневосточных научно-исследовательских судов Росрыболовства на базе исследовательского флота ТИНРО завершится...
Росрыболовство и ассоциации начинают подготовку к перезаключению договоров по закреплению долей квот на новый исторический период
25 мая 2017, 13:49
В Росрыболовстве обсудили приоритетные задачи на второе полугодие 2017 года Подготовка к перезаключению договоров по закреплению долей квот на новый исторический период, проведение заявочной кампании по инвестиционным квотам и отбор инвестпроектов – ключевые задачи 2017 и 2018 гг....
ISSF: Правила ловли тунца ужесточаются
25 мая 2017, 11:49
Международный фонд по устойчивому развитию морских видов (ISSF) объявил о трех новых и двух измененных мерах содействия непрерывному совершенствованию глобального промысла тунца. Эти пять мер предусматривают сокращение случайного захвата акул и морских черепах, наблюдение за поставками и...


Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

 

Недавние ответы:
Горячее предложение