Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Рыбы много – ловить нечем

Фильтры

Регион

Новости

Рыбы много – ловить нечем

В Норвегии промышленной ловлей рыбы и морепродуктов занимаются 6500 судов, в США – 2800, в Японии – около 180 тысяч, включая джонки. Российский рыбопромысловый флот насчитывает 2419 судов, при этом 83 процента из них уже отслужили свой срок. В этом основная причина падения показателей улова. Как исправить ситуацию, обсуждали участники «круглого стола» по совершенствованию нормативно-правовой базы в целях эффективного развития рыбопромышленного комплекса России.

«Перед рыбной отраслью стоит задача строительства современных и высокотехнологичных судов рыбопромыслового флота, – сказал председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Евгений Туголуков. – Современные энергосберегающие технологии должны стать основой устойчивого развития рыболовной отрасли. За последние семь лет в России построено 21 крупнотоннажное и 26 малотоннажных судов. Все они являются морально устаревшими, ибо сделаны по проектам 60–80-х годов прошлого века. И недаром расход топлива на российских судах вдвое больше, чем на иностранных».

В соответствии с Федеральной целевой программой «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009–2013 годах» планируется построить 27 научно-исследовательских судов, что позволит проводить научные исследования, включая экспедиции в удалённые районы Мирового океана. За счёт внебюджетных источников предполагается построить и модернизировать 21 судно рыбопромыслового флота. ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 годы предусматривает финансирование строительства судов для добычи и переработки водных биоресурсов. Рыбный промысел не забыт и в Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года.

Безусловно, эти программы и другие меры позволяют поддерживать отрасль на плаву. Пока мы ещё на восьмом месте по добыче рыбы в мире – 3,7 миллиона тонн. Но могли бы добывать и больше. Не освоен, к примеру, лов сельди и мойвы. Использовать эти природные ресурсы не позволяет состояние флота, который находится за критической чертой и требует обновления хотя бы вполовину. Между тем строительство одного крупнотоннажного судна обходится в 40–50 миллионов долларов. «Ни одна российская рыбопромышленная организация не в состоянии вывести из оборота такие финансовые средства и направить их на строительство судна», – полагает Евгений Туголуков. Российские предприятия выходят из положения, покупая подержанные рыболовецкие суда за границей. Приморский край, к примеру, закупил в последние годы 217 судов, но только четыре из них новые.

Заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Сергей Подолян сомневается, а нужно ли вообще именно сейчас перестраивать систему рыбопромыслового флота. Он отметил, что даже в СССР не строили крупнотоннажные рыбопромысловые суда: «Готовы ли к такой нагрузке 11 российских верфей? Проблема в том, что мы не определились, каким путём будем идти в деле модернизации рыбопромыслового флота и насколько государство может и должно вмешиваться в этот процесс». Цена обновления флота – от 10 до 100 миллионов долларов. Потенциала судовладельцев на это не хватит. По словам Евгения Туголукова, необходимо предоставление долгосрочных кредитов, выработка современных лизинговых схем кредитования, а также разработка эффективных мер господдержки.

Рыбаку нужно создать условия для зарабатывания денег, но пока таких условий не создано, отметил президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров Юрий Кокорев. По его словам, законодательные меры, принятые в последние годы, были направлены на повышение уровня эксплуатации морских ресурсов, а на флот обращали мало внимания. В итоге прибыль от добычи рыбы в прошлом году составила всего 1,8 миллиарда рублей, а рыбопереработка вообще ушла в убыток.

По словам депутата от Приморского края, члена Комитета Государственной Думы по международным делам Валерия Селезнёва, количество рыбопромысловых судов стремительно сокращается. Если ситуация останется прежней, то уже в 2013 году федеральный бюджет из-за падения добычи рыбы потеряет 4 миллиарда рублей, а к 2020 году и все 16 миллиардов.

Участники «круглого стола» отметили важность поправок в Закон «О рыболовстве», предусматривающих создание реестра судов промыслового флота. Пока такого документа нет – нет и возможности регулировать этот процесс. Реестр введёт регламентацию права на добычу разных видов морских биоресурсов. Во многом это обусловлено необходимостью пресечения незаконного лова и вывоза российской рыбы и морепродуктов за границу.

Чиновники работают и над мерами налогового стимулирования строительства новых судов, над оптимизацией лизинговых схем для судовладельцев. В Комитете Государственной Думы по бюджету и налогам рассматривается законопроект, который предлагает дополнить Налоговый кодекс нормой, предусматривающей освобождение от НДС операций по ремонту морских и речных судов во время их стоянки в портах. Есть предложения по обеспечению льготного кредитования судостроительства по годовой ставке 5–8 процентов. Ведётся работа над законопроектом по возмещению части платежей по договорам лизинга. Законом о бюджете на 2010 год выделено 31,28 миллиона рублей на предоставление субсидий для возмещения части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам, заключённым с российскими компаниями на приобретение рыбоперерабатывающего, холодильного и судового оборудования.

Средств, однако, по-прежнему недостаточно. Участники «круглого стола» предложили внести в трёхлетний бюджет изменения, обеспечивающие рост субсидий по лизингу и уплату части процентов по кредитам на строительство, ремонт и техническое обслуживание рыбопромыслового флота.

Источник: pnp.ru

Также в разделе

Комментарии (0)