Понедельник, 5 декабря, 2016 года: USD = 64.1528, 0,4721 EUR = 68.4703, 0,8541

Дорога в океан. Первой Украинской Южно-Атлантической экспедиции — 50 лет

17 октября 2008, 10:18
У большого морозильного рыболовного траулера «Жуковский» завидная судьба. Корабль — труженик, корабль — орденоносец, корабль — первопроходец. Именно «Жуковский» проложил украинским рыбакам дорогу в океан.

В этом году «Жуковский» — дважды юбиляр. 28 августа ему исполнилось 50 лет: в этот день полвека назад на судне был поднят Государственный Флаг СССР. А полтора месяца спустя, 16 октября 1958 года, в Атлантический океан вышла первая украинская научно-поисковая экспедиция в составе БМРТ «Жуковский», СРТ «Грот» и БЧС «Затвор».

В годовщину подъема на «Жуковском» Государственного Флага в городе-герое Севастополе, где по сей день несет трудовую вахту корабль-ветеран, прошла традиционная встреча участников первого рейса и экспедиции. Со знаменательной датой их поздравили представители Комитета рыбного хозяйства Украины, городской администрации, руководители рыбодобывающих предприятий города-героя. Председатель Комитета рыбного хозяйства Николай Шведенко вручил участникам первого рейса «Жуковского» почетные знаки «Ветеран рыбного хозяйства Украины».

Начало пути

До 1958 года океаническое рыболовство в Советском Союзе развивалось благодаря рыбодобывающим предприятиям Мурманска, Дальнего Востока, Прибалтики. Украина же ориентировалась на добычу в Азовском и Черном морях, рыбные запасы которых постепенно оскудевали. Рыбаки и ученые хорошо понимали, что рыбную промышленность республики можно поднять только за счет освоения просторов Мирового океана. Но для этого требовались специальные суда.

Во второй половине пятидесятых крупный заказ на постройку больших морозильных траулеров получили николаевские судостроители. Со стапелей завода им. Носенко один за другим сходят четыре БМРТ — «литературная флотилия», которой присвоили имена русских поэтов и писателей — «Маяковский», «Грибоедов», «Лермонтов», «Радищев». Затем — вне плана — судостроители строят еще один БМРТ — «Жуковский» (в честь Василия Андреевича Жуковского).

12 августа 1958 года по доверенности Крымгосрыбтреста его с завода получает капитан дальнего плавания Сергей Павлович Ковтушенко. Первое на Азово-Черноморском бассейне судно для океанического рыболовства было передано Керченской базе гослова. Керчь была выбрана не случайно. До Великой Отечественной войны здесь находилось около 90% предприятий рыбной промышленности Крыма. Поэтому после освобождения города, едва были восстановлены жизненно важные объекты, особое внимание уделялось подъему именно рыбацкой Керчи. В Севастополе база океанического рыболовства появится только после памятной экспедиции, открывшей дорогу к богатствам океана. Позже постоят рыбные порты в Керчи, Одессе, Батуми, Новороссийске. Возле них вырастут современные жилые кварталы, как, например, Марат в Керчи. Но все это будет потом, а пока готовили первый океанический рейс.
Подбором людей в экипажи занимался отдел кадров Крымского управления рыбной промышленности. Каждую кандидатуру рассматривали придирчиво и внимательно. В то время ответственность перед Родиной, интернационализм и патриотизм не были пустыми словами.

Экипажи были укомплектованы в основном керчанами. Людей принимали и с базы гослова, и с местных рыболовецких колхозов, и с консервного завода, приглашали из других городов, ведь на многие должности своих специалистов в Керчи тогда не было. Из Мурманска приехали старший механик Василий Андреевич Устименко, тралмастера Анатолий Антонович Бобылев, Александр Иванович Кобылин и Геннадий Васильевич Сучков. В составе экипажа «Жуковского» находились 25 практикантов-курсантов Херсонского мореходного училища.

Капитаном БМРТ назначили С. П. Ковтушенко, который до этого командовал учебным судном Херсонской мореходки. Первый помощник Вячеслав Леонидович Крегов до экспедиции был председателем передового керченского рыбколхоза им. Войкова. Научной группой руководил кандидат биологических наук Валентин Алексеевич Бородатов. Возглавил экспедицию заместитель министра рыбной промышленности УССР Иван Федорович Денисенко, в прошлом фронтовик, командир танковой роты.
16 октября 1958 года рыбацкая Керчь провожала в океан первую Украинскую Южно-Атлантическую экспедицию. Город ликовал. Повсюду флаги и транспаранты, многолюдные митинги и собрания. Когда суда отошли от пирса, проводить их в Черное море вышла целая эскадра суденышек. Вслед им неслись басы заводских гудков. Пройдя в Новороссийске все таможенные формальности, суда экспедиции взяли курс на океан.

На просторах Атлантики

Переход к району промысла стал для многих испытанием на мужество. В Средиземном море попали в девятибалльный шторм. Не сладко пришлось новичкам, среди которых были и совсем молоденькие девушки. Но все четко несли вахту.

У берегов Сицилии провели опытные траления, обследовали мелководье у восточных берегов Туниса и, миновав Гибралтар, вышли в Атлантику. Вдоль африканского побережья стали спускаться к экватору.

Экспедиция должна была определить перспективные районы промысла, предложить способы облова, эффективные конструкции тралов, найти рациональные способы обработки рыбы в тропиках, выпустить опытную партию рыбных консервов, рыбной муки, разработать способы бункеровки судов в океане, передачи уловов, изучить степень и причины обрастания днищ судов в южных районах.
Научная группа исследовала поведение и миграцию рыб, их кормовую базу, определяла гидрологический и гидрохимический режимы, готовила точный отчет о флоре и фауне океана. На палубе соорудили огромный аквариум, куда ученые выпускали наиболее интересные виды рыб, осьминогов.

Первые скопления рыб зафиксировали приборы «Грота», который, как и «Затвор», выполнял роль поискового судна. Пробные траления показали, что действительно выбрано удачное место для промысла. Определив размеры рыбных скоплений, наладили промысел. Когда шла рыба, трудились все, не считаясь ни с временем, ни с должностью. Восемь часов на вахте да потом еще 4 часа подвахты — такой режим стал обычным для экипажа.

Ловили сардину, скумбрию, капитана, зубана — с промыслом проблем не возникало. Основной сложностью, пожалуй, для рыбаков оказалась жара. БМРТ не предназначался для работы в южных широтах, не было на нем приборов, спасающих от высоких температур.

Забортная вода прогревалась до 28 градусов, в машинном отделении температура доходила до 50, а в котельном — уже до 60 градусов выше нуля. Особенно тяжело приходилось женщинам на камбузе и кочегарам котельной. Чтобы хоть как-то легче было переносить жару, наливали в огромные ванны воду, клали в нее лед из морозильного трюма и обливались.
Сложности возникали и с эксплуатацией в жарких условиях оборудования, освоением рыбомучной установки, обработкой рыбы. Много недостатков выявили при постановке и выборке трала.

Но люди стоически переносили все трудности, понимая всю важность поставленной перед ними задачи. Наладили партийную, комсомольскую и производственную учебу, проводили вечера художественной самодеятельности, демонстрировали кинофильмы. Любили рыбаки в свободное время поиграть в волейбол, шахматы, померяться силой, поднимая гири.

Самым большим огорчением для рыбаков было отсутствие связи с родным городом, с семьями. По радио связь поддерживали только с Москвой и Киевом. О своих покорителях атлантических просторов керчане не знали ничего, что породило в городе массу слухов.

Но тем не менее первая экспедиция завершилась победно: за 4 месяца было пройдено 14 тыс. миль, добыто 8250 центнеров рыбы. В канун нового 1959 года, на месяц раньше установленного срока, рыбаки рапортовали о выполнении плана по добыче.

Домой возвращались не только с уловом, но и яркими впечатлениями от увиденного. Особенно всем запомнилось посещение порта Такаради. Экзотическая природа, не менее экзотичные и незнакомые обычаи местных жителей — все было в диковинку.

Торжественно встречала Керчь своих мужественных посланцев. Участников экспедиции тепло и сердечно поздравляли с благополучным возвращением домой. Путь к богатствам Мирового океана для рыбаков юга страны был открыт.
Источник: bospor.com.ua

Также в разделе:

В Коми построят рыбоводный комплекс по выращиванию 400 тонн рыбы в год...

Коми республика: в Большую Макариху выпустили 140 тысяч мальков сига...

В Коми на двадцать дней будет запрещена рыбалка...

В Коми сняли избыточные ограничения для рыбаков-любителей и промысловиков...

В Коми введены ограничения на вылов сига, плотвы, судака, налима и чира...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.



Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

 

Недавние ответы: